Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий).
Исключением являются подлежащие сдаче подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.
Получение должностными лицами подарков в иных случаях является нарушением запрета, установленного законодательством Российской Федерации, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых ими решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.
Кроме того, получение подарков должностными лицами во внеслужебное время от своих друзей или иных лиц, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции государственного (муниципального) управления, является нарушением установленного запрета.
Воздерживаться стоит от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также имущества, в том числе во временное пользование, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды должностному лицу запрещено
Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
Особый публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих (далее – служащие), обусловленный исполнением полномочий государственных органов и органов местного самоуправления (далее – государственные (муниципальные) органы), налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения государственных служащих также содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.
Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными (муниципальными) органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.
Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.
Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.
При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудито-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.
Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.
Предоставление и публичное размещение информации от имени государственного (муниципального) органа имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.
Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе.
В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:
- честность;
- беспристрастность.
Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных (муниципальных) органов.
Неэтичный поступок служащего, в том числе совершенный во внеслужебное время, в случае если он влечет причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе, может стать предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов и повлечь наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, если данный поступок был связан с использованием его должностного статуса и (или) является нарушением установленных ограничений, запретов и требований.
С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.
1. Внеслужебное общение с заинтересованными лицами.
Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления (контрольные и надзорные мероприятия, распределение бюджетных ассигнований или ограниченных ресурсов, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений и другие функции) способны вызвать обоснованные подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.
Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.
Участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.
Данные рекомендации также распространяются на ситуации, при которых функции государственного (муниципального) управления в отношении лиц, с которыми служащий состоит в дружеских взаимоотношениях, осуществляют подчиненные или подконтрольные служащему должностные лица, в случае если можно сделать вывод, что их действия осуществляются в интересах служащего.
2. Использование должностного статуса для получения личных преимуществ.
Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.
Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).
Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.
Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.
Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг.
Служащему не следует совершать поступки, позволяющие усомниться в обоснованности или рациональности использования им транспортных средств, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного (муниципального) имущества, включая передачу их третьим лицам для целей, не связанных с осуществлением должностных обязанностей.
3. Использование имущества, несопоставимого с доходами.
Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.
В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением.
Разъяснительная работа.
Государственным (муниципальным) органам рекомендуется на системной основе проводить комплекс разъяснительных мероприятий, направленных на повышение осведомленности служащих, граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, иных лиц, обращающихся за получением государственных (муниципальных) услуг или взаимодействующих по каким-либо вопросам с государственными (муниципальными) органами, о принципах служебного поведения, которыми должны руководствоваться служащие. Рекомендации по организации проведения разъяснительных мероприятий содержатся в методических материалах Минтруда России по вопросам профилактики коррупции, размещенных на официальном сайте.
Применение мер ответственности.
Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения данного вопроса руководителю государственного (муниципального) органа может быть рекомендовано:
указать служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;
применить к служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством о государственной (муниципальной) службе и о противодействии коррупции.
Указание служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:
устном замечании;
предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;
требовании о публичном извинении.
По решению руководителя государственного (муниципального) органа указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных служащих.
Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные федеральными законами, должны применяться к служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение установленных ограничений, запретов и требований.
Строгость мер ответственности за совершенный служащим неэтичный поступок зависит от объема ущерба, причиненного репутации служащего или авторитету государственного (муниципального) органа. Принципиальное значение имеет анализ поступка служащего на предмет его соответствия ограничениям, запретам и требованиям к служебному поведению исходя из характера, места, времени и обстоятельств его совершения.
Размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.
Государственным (муниципальным) органам рекомендуется учитывать наличие фактов совершения служащим неэтичного поступка, в том числе рассмотренного на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, при принятии кадровых решений.
Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года). В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция 2003 года — первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.
Стандарты антикоррупционного поведения
Под стандартами антикоррупционного поведения следует понимать совокупность правил опосредованных наличием в антикоррупционном законодательстве запретов, ограничений и обязанностей, следование которым формирует устойчивое антикоррупционное поведение субъекта.
Стандарты антикоррупционного поведения предполагают активность действий служащего (работника), направленных на недопущение и предотвращение коррупционных проявлений, а также строгое соблюдение установленных предписаний, выражающихся в отказе от совершения противоправных деяний. При этом поведение служащего (работника) должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе. В этом аспекте антикоррупционные стандарты поведения заключаются в следовании общечеловеческим морально-нравственным гуманистическим принципам, преданном служении обществу и государству. Его формирование возможно посредством последовательного и систематического просвещения, борьбы с правовым нигилизмом и воспитания подрастающего поколения.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации выделяется несколько категорий граждан, на которых распространяются различные по объему стандарты антикоррупционного поведения. Это государственные и муниципальные служащие, работники, замещающие должности в государственных корпорациях или компаниях (далее – работники государственных корпораций), Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов (далее – работники фондов), а также работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – работники организаций). Таким образом, условно можно выделить три категории лиц, обязанных соблюдать стандарты антикоррупционного поведения:
•государственные и муниципальные служащие;
•работники корпораций;
•работники фондов и организаций.
На государственных и муниципальных служащих распространяются стандарты антикоррупционного поведения, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен полный перечень стандартов антикоррупционного поведения, распространенных на работников государственных корпораций.
Статьей 349 ТК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» установлены стандарты антикоррупционного поведения для работников фондов и организаций, а также порядок их реализации.
Сравнительный анализ объема стандартов антикоррупционного поведения, распространяемых на перечисленные категории лиц, показывает, что наибольший объем ограничений, запретов и обязанностей коснулся государственных и муниципальных служащих, далее следуют работники государственных корпораций, затем – работники фондов и организаций.
Уменьшение объема ограничений, запретов и обязанностей работников государственных корпораций по сравнению со служащими, а работников фондов – по сравнению с работниками государственных корпораций можно объяснить снижением степени коррупционных рисков в их деятельности. Такая модель правового регулирования, реализуемая в ст.ст. 349, 349 ТК РФ и в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568, предусматривает соответствующее снижение объема ограничений, запретов и обязанностей для работников фондов и организаций по сравнению со служащими и иными категориями работников. То есть термин «единство стандартов антикоррупционного поведения» применим только лишь для конкретной категории лиц, обязанных соблюдать требования законодательства о противодействии коррупции.
Однако при этом необходимо учитывать ряд аспектов.
Во-первых, ведомственными нормативными актами в отношении работников фондов и организаций могут устанавливаться иные ограничения, запреты, обязательства и правила служебного поведения (ч. 1 ст. 12.5 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Между тем это не представляется возможным, поскольку постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568, учитывая особенности правового статуса работников фондов и организаций, устанавливает правовые границы применения ст. 12.4 Федерального закона «О противодействии коррупции». В связи с этим иные ограничения и запреты, установленные для государственных и муниципальных служащих, не применимы в отношении работников, указанных в данном постановлении.
Во-вторых, не в полной мере согласуются с законодательством о противодействии коррупции и трудовым кодексом положения Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 613, в соответствии с которыми ряд государственных корпораций и внебюджетных фондов включены в число организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации. Подобная правовая конструкция позволила не вполне объективно приравнять стандарты антикоррупционного поведения работников государственных корпораций к стандартам работников фондов и организаций, что существенно сузило объем ограничений, запретов и обязанностей в отношении работников корпораций, а также привело к необоснованному сокращению перечня должностей, замещение которых обязывает работника корпорации соблюдать требования, установленные ст. 3491 ТК РФ. В этой связи Национальным планом противодействия коррупции на 2016–2017 годы, утвержденным Президентом Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147, предусматривается унификация антикоррупционных стандартов для работников государственных корпораций, фондов и организаций (абз.2 п. «к» ч. 1 Национального плана).
В-третьих, ряд запретов, законодательно не распространенных на некоторые категории работников, фактически подлежит исполнению.
В частности, это запреты, обусловленные обязанностью предотвращать и урегулировать конфликт интересов. К ним относится:
•запрет быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, государственной корпорации;
•запрет выезжать в связи с исполнением должностных (трудовых) обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых по договоренности с органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
•запрет разглашать или использовать в целях, не связанных со службой (работой), сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую известной в связи с исполнением должностных (трудовых) обязанностей;
•запрет состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) со служащим (работником), если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
•запрет приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги.
В связи с предстоящими новогодними и рождественскими праздниками администрация Духовницкого муниципального района напоминает о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки.
Запрет на дарение и получение подарков является одним из важных направлений антикоррупционной деятельности.
Причины данного запрета кроются в следующем:
- подарки реально или в глазах окружающих вовлекают служащего во взаимный обмен услугами;
- общественное восприятие (в глазах общества подарки воспринимаются как подкуп).
Положения антикоррупционного законодательства, Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации содержат запрет на получение муниципальным служащим вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Перечень запрещенных вознаграждений является максимально широким: подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. При этом подарки, предусмотренные законодательством, рассматриваются как исключительный случай (полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями), не принадлежат одаряемому, а признаются муниципальной собственностью и подлежат передаче по акту в администрацию Духовницкого муниципального района. Воспользоваться полученными подарками указанные лица могут, только выкупив их.
Вместе с тем, учреждение или его представители могут попытаться подарить муниципальному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с преддверием новогодних и рождественских праздников. Кроме того, должностным лицам не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляет функции управления или контроля.Получение муниципальным служащим таких подарков или вознаграждения вопреки установленному запрету создает условия для конфликта интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность по ст. 290 УК РФ.
Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности муниципального служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации администрации. То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованного учреждения родственниками муниципального служащего.
При предложении должностному лицу подарка, являющегося взяткой, то есть за совершение действий (бездействие), если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), должностное лицо, независимо от стоимости подарка отказывается от получения подарка и уведомляет в установленном порядке представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о случае обращения к нему лица, предложившего подарок, в целях склонения должностного лица к совершению коррупционного правонарушения.
Также не допускается принятие подарков, если это может повлечь нарушение требований о предотвращении и (или) об урегулировании конфликта интересов.
Статья 9. Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Государственный орган по противодействию коррупции в области
Согласно статье 10 Закона Саратовской области от 29 ноября 2006 года № 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области» в целях организации разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики, обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами, органами и организациями, реализующими антикоррупционную политику в области, создается государственный орган по противодействию коррупции в области.
Основными функциями государственного органа по противодействию коррупции в области являются:
разработка программных мероприятий по реализации антикоррупционной политики области;
организация и проведение антикоррупционного мониторинга в области;
организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области (проектов нормативных правовых актов области);
работа с обращениями граждан, должностных и юридических лиц, содержащими сведения о коррупционной деятельности субъектов коррупционных правонарушений;
изучение практики успешно реализованных антикоррупционных программ в регионах Российской Федерации и зарубежных странах.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 16 апреля 2021 года № 266-П «Вопросы отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства Саратовской области» отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства Саратовской области является государственным органом Саратовской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (государственным органом по противодействию коррупции в области).